29.08.2024
Пять лет назад в Петербурге была запущена большая программа преобразований, сформированная на основе более 400 тысяч пожеланий жителей города. Одним из приоритетов стало строительство и реконструкция социальных объектов – в первую очередь школ и детсадов. Что совершенно логично: на тот период налицо был острый дефицит образовательных учреждений. Теперь его нет, совсем. А в сфере строительства подобных объектов закрепился новый «петербургский стандарт».
106 школ для 120 тысяч учеников
За последние пять лет в Санкт-Петербурге побит своеобразный рекорд – построено свыше ста новых школ. Такого не припомнят и старожилы, заставшие времена «развитого социализма». При выборе площадок для строительства отдельный акцент делался на новые микрорайоны: в ряде из них учебных заведений не было совсем.
Подход к проектированию был изначально рациональным и прогрессивным. Как результат – все новые школы, принявшие более 120 тысяч ребят, построены по единому канону: с бассейнами, отлично оснащенными спортзалами, театральными, танцевальными и медиастудиями, лингафонными кабинетами и учебно-производственными мастерскими.
Еще 600 школ были модернизированы; в том числе в них появились высокотехнологичные лаборатории для занятий робототехникой, генетикой, фармацевтикой либо экспериментальные – для изучения химии, физики, биологии.
«Модернизация наших школ, прежде всего, требует, чтобы они были оснащены современными оборудованием. И самое главное – надо дать возможность ребенку выбрать свою будущую профессию. Мы должны готовить наше подрастающее поколение, предоставить им хорошие рабочие места. Чтобы они не уезжали из нашего города, а трудились на его благо». (Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга).
Для обеспечения новых образовательных организаций педагогическими кадрами потребовалось дополнительно более 15 тысяч учителей, школьных психологов и других сотрудников.
Ранняя профориентация – современный тренд
В новых современных школах для юных поколений петербуржцев не только созданы все условия для занятий спортом и творчеством. В последнее время на первый план закономерно выходит вопрос трудоустройства: молодежь стала скептически относиться к варианту «менеджер чего-нибудь» и предпочитает более надежные варианты из серии «мастерство в руках». Тем более если работу можно совмещать с учебой.
В помощь старшеклассникам – специальный проект «Моя первая профессия», который реализуется в Санкт-Петербурге с 2023 года с участием средних профессиональных образовательных учреждений. По завершении обучения выпускникам выдают свидетельство, с которым можно официально устроиться на работу: младшей медицинской сестрой, лаборантом, спасателем, вожатым – перечень специальностей достаточно обширен.
В рядах учащихся 9-11 классов такая опция вызвала значительный интерес. Цифры говорят сами за себя: если в конце прошлого учебного года обладателями свидетельств о получении первой профессии стали 1775 человек, то в этом сентябре профильные программы начнут осваивать уже 2500 старшеклассников.
Получением новых полезных знаний и умений в школах дело не ограничивается. Санкт-Петербург может похвастаться одной из наиболее развитых систем дополнительного образования в стране.
«Наша инфраструктура развития талантов сегодня прирастает детскими технопарками, центрами цифрового образования. Вместе с Образовательным центром «Сириус» договорились создать на базе нашего лагеря «Зеркальный» пилотную площадку. Здесь будут не только тематические смены для детей, но и переподготовка педагогов». (Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга).
Тем временем юные петербуржцы показали себя с самой лучшей стороны на Всероссийской олимпиаде школьников. Только в этом году в ней приняли участие 475 196 ребят; 2 721 стали победителями и призерами регионального этапа; 199 завоевали дипломы на общероссийском этапе олимпиады.
Микрорайон без школы – это нонсенс
Однако не стоит думать, что, достигнув успехов в деле обеспечения петербуржцев современными объектами образования, правительство города намерено почивать на лаврах. Сейчас решается не менее важная задача – не только ускорить строительство объектов образования, но и сделать нормой принципиально иной подход к градостроительной политике в целом.
С 2021 года специально сформированная градостроительная комиссия не позволяет застройщикам начинать новые проекты без гарантий возведения на территории социальных объектов. Это значит, что школ в Санкт-Петербурге теперь строится столько, сколько требуется по нормативам.
Взять хотя бы текущий год: 2 школы уже открылись, 24 готовятся принять учеников с 1 сентября; капитальный ремонт и реконструкция завершены в 3 школах. Это – современные комфортные места для обучения более 22 тысяч детей. До конца текущего года будет достроено еще 10 школьных зданий.
Но и на этом процесс не закончится. В планах до 2030 года – реализация программы обновления школ в районах сложившейся застройки. Она подразумевает строительство порядка 30 новых корпусов по «петербургскому стандарту» на месте старых советских школ. Кроме того, планируются капитальные ремонты школьных зданий 1960-1980-х годов постройки. А гимназии и лицеи с углубленной подготовкой, расположенные в историческом центре города, будут обеспечены дополнительными площадями и комплексным ремонтом.
Что касается выше упомянутой ранней специализации, то абсолютно все средние учебные заведения Санкт-Петербурга предполагается оснастить лабораториями, помогающими определиться с выбором профессий.
Число школьников, дошколят и студентов в Санкт-Петербурге за последние 10 лет увеличилось почти на 400 тысяч. По итогам прошлого года в образовательных организациях Северной столицы воспитывались и учились 1 миллион человек.